УЗБЕКСКИЙ КОВЕР
130х200 см.





БУХАРСКИЙ КОВЕР
130х200 см.





БЕЛОРУССКИЙ КОВЕР
135х200 см.





ХАРЬКОВСКИЙ КОВЕР
147х197 см.





ТУРКМЕНСКИЙ КОВЕР
130х200 см.





АРМЯНСКИЙ КОВЕР
130х200 см.





МОЛДАВСКИЙ КОВЕР
130х200 см.





ИРАНСКИЙ КОВЕР
196х295 см.





ТАДЖИКСКИЙ КОВЕР
180х250 см.





МОЙ КОВЕР
147х197 см.





АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОВЕР
200х300 см.





УКРАИНСКИЙ КОВЕР
200х300 см.





КАЗАХСКИЙ КОВЕР
150х200 см.





РУССКИЕ ИДУТ 2
150х200 cm.


«Смысл»

Тибетский перевод санскритского слова «мандала» (dkyil-‘khor) буквально означает «то, что окружает центр». Центр несет в себе значение, а его окружение – Мандала – является представленным в форме круга символом, который выражает это значение. Хотя не все Мандалы имеют круглую форму.

Иными словами, Мандала – это силовое поле, графический символ, схема мироздания. В широком смысле слова, это вселенная в миниатюре, это базовый принцип, картина мира Тибетского Буддизма, Центр которого, в то же время, является точкой, дающей начало образованию «мира форм» – всего сущего. И этот принцип проецируется на все в нашей вселенной, как говорят буддисты.

Мне эта схема показалась надежной. И стало любопытно, что же являлось Центром у советского народа? Что несло в себе смысл, форму, значение?

Вера в «светлое будущее» – коммунизм?

На бытовом уровне центральное значение у всех советских трудящихся имела «ячейка общества» – семья. А по утверждениям многих русских писателей и мыслителей, этим Центром для русского народа являлось православие.

Православная эстетика во времена «застоя» вовсе исчезла из городов. Редко у кого висели кресты и иконы. Наверное, только у старушек да у художников в мастерских я видел на стенах, среди множества картин, в красном углу иногда висела икона. Не принято было носить даже нательные кресты.

Скажем так, атрибутика исчезла, а обряд крещения остался. Но это, как и множество других парадоксальных неопределенностей, дает благодатную почву для фантазии.

Что же пришло на смену религиозной эстетике? Что появилось в домах, на стенах, в красном углу, что стало сакральным Центром, вокруг которого выросла вся советская Мандала?

В 60-70-х годах советская семья с достатком уютно окружала себя коврами, утепляя тонкие хрущевские и брежневские бетонные стены. В эти же годы появился хрусталь. Он моментально сменил фарфоровые статуэтки и стеклянную посуду.

Хрусталь в домах демонстративно стоял на самом видном месте, сверкал в «горках» и «стенках», как на алтарях. Ковры не стелили на пол, как когда-то в Византии, а вешали над кроватью, прикрывая холодные и не очень ровные стены, в качестве украшений – картин.

В 1970-х мой отец, после долгих уговоров моей мамы, купил и повесил каждому над кроватью по ковру, и семья, по словам хозяйки дома, зажила «волшебно». Вскоре появились «стенка» с «горкой», и с каждой зарплатой полки в «горке» все ярче блестели и тяжелели. Выстраивались безумные инсталляции в витринах для хрусталя.

Можно сказать, что 70-80-е, счастливые годы моей юности, я провел в уютной, «коврово-хрустальной» атмосфере беззаботного советского детства, лежа под огромным ковром, который поглощал мое воображение своим абстрактным узором.

Ковер и хрусталь – это символы высокого уровня потребления и достатка советской семьи. В этих пристрастиях можно увидеть евро-азиатские эстетические вкусы советского народа.

Хрусталь – запад. Ковры – восток.

Две советские ценности – хрусталь и ковры – использовались в качестве материала для создания двух главных элементов советского мира: Центра, что несет в себе форму и значение, и Мандалы – того, что его окружает.

Анатолий Ганкевич