Scroll to top
en ru

ЦВЕТ

Забываемая новизна

Текст Анатолия Ганкевича

Живопись проекта «Цвет», это, по словам самого Анатолия Ганкевича, попытка совместить тончайшую, легкую японскую гравюру на белоснежной бумаге с тяжелыми, брутальными мозаичными панно западной Европы – тушь и смальту, тонкую бумагу и грубый цемент. Однако, напрямую о японской гравюре в проекте «Цвет» речь не идет. Японское может быть только отношение к искусству. «В японском искусстве вершина красоты – то, перед чем человек стушевывается, исчезает».

Основа экспозиции – это десять крупноформатных живописных полотен, выполненных в оригинальной технике, используемой автором еще с начала 90-х – с помощью традиционных живописных приемов за счет нанесения пастозного рельефа краски Анатолию Ганкевичу удается имитировать на холсте эффект мозаики. Сложная игра фактуры живописной поверхности полотен в сочетании с изысканной монохромностью, композиционной завершенностью произведений и лиричной неожиданностью сюжетов позволили автору достичь сочетания сразу нескольких культурно-эстетических парадигм. Античная мозаика, японская гравюра, ироничность, присущая современному искусству, на полотнах Ганкевича не только не конфликтуют, а органически дополняют друг друга.

Вначале, невинная, детская простота была основополагающим качеством проекта. Затем захотелось взять что-то лежащее на поверхности. Я искал обыденный, чистый, но в то же время настоящий, проникновенный образ. Виделся банальный вид из окна или на улицу, без людей и окружения. Этот ракурс может снять каждый человек владеющий фотокамерой. Обыденность – это ничто. Но это Ничто, как известно, может стать чем угодно. Например, живой загадкой, фрактальной системой (все большое повторяет малое, из которого оно состоит), которая складывается в хаотичный рисунок и композицию из веток и цветов.

Всем, наверно, знаком эмоциональный эффект от впервые в году увиденного, весеннего цветения деревьев. Выходишь как-нибудь весенним солнечным утром на улицу и видишь как «всё распустилось». Кажется, что все так до боли знакомо: весна, «свадьба цветов», а ты, все же по новому ощущаешь это настроение, как радость новому, чистому листу бумаги. Ты знаешь, что так бывает раз в году, но ты радуешься этому благодатному ощущению новизны, которое, каждый раз, нас волнует, и о которой мы постоянно забываем.

В цветущих деревьях прежде всего я вижу, имитацию (один из инстинктов в человеческой природе), копирование, рождение нового. Цветение – это весенняя, сексуальная пора, которая волнует нас на реликтовом уровне. Это любовное настроение, этот взрыв желаний все живые существа переживают из года в год, но эффект каждый раз одинаково-новый. Так вот, тогда я решил: «Да будет Цвет!» Вот таким образом ощущение новизны оказалось на этих полотнах.