Scroll to top
en ru

ВОЕННО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Светлое будущее или Советская Нирвана

А. Ганкевич

Я вырос в стране, где народ строил коммунизм – светлое будущее всего человечества. Я не мог понять, что это такое, не мог себе представить поведение людей, среди которых существует всеобщее равенство… Не будет денег, не будет бедных и богатых. Все поровну. Всем будет все доступно.

«Вот, наступит Коммунизм… и всем будет хорошо!»: говорили взрослые. «Надо только быть сознательным». Это означало иметь совесть, когда заходишь в магазин и берешь бесплатно любые товары. Не брать лишнего, жить сегодняшним днем, а о завтрашнем позаботится государство. Вот как я, будучи ребенком, сформулировал понятие «коммунизм» и «светлое будущее».

Я спрашивал: «А когда же он наступит, этот коммунизм?» Родители переглядывались и шептались, мол, они не успеют дожить до тех времен и все такое, а я вот точно доживу. Наверное, какое-то количество времени я в это верил. Но, осмотревшись по сторонам, я понял, что это невозможно.

Я осознал, что люди не смогут после наступления коммунизма резко стать лучше… Но сама идея коммунизма мне нравится, потому что уж очень она по-буддийски иллюзорна.

Сейчас свое детское представление о коммунизме я могу сравнить лишь с моим нынешним представлением о рае или нирване, как об идеальном сознательном загробном обществе.

Одно из важных особенностей «сознательного» социалистического реализма – это уравновешивание всех установок.

Я нарисовал в воображении «процветающее советское общество», в котором стабилизировал политическую обстановку и уравновесил все потребности и желания людей. Это общество, где не было войн, репрессий, негативных эмоций и стереотипов, коротко говоря — «Светлое будущее», но такое, которое соответствовало бы системе ценностей нашего современного общества, где люди хотят прожить жизнь здоровыми, богатыми, успешными, играя в гольф. Нарисовалась такая себе «Советская Нирвана».

А если говорить о спортивной тематике, то тут без раздумий – важны все известные респектабельные виды спорта. Получились серии «Физкульт-Респект» и «Военно-ролевые игры».

Моя детская иллюзия коммунизма была мною же трансформирована и переосмыслена. Но она осталась такой же светлой, как в детстве.

Очень помог мой детский опыт работы у отца художника-оформителя. Он работал на художественном комбинате и каждую весну, начиная с 50-х годов, ездил с бригадой в Москву, оформлял выставочные павильоны ВДНХ. Я с 12-ти лет помогал ему – рисовал наглядные агитации. Эти проекты я посвящаю памяти отца и художника Дейнеки.